Новое техническое решение модернизации электровозного транспорта на угольных шахтах
Новое техническое решение модернизации электровозного транспорта на угольных шахтах
В. Л. Дебелый, инж.
(ЧАО ПКФ «Амплитуда»)
В настоящее время шахтам предоставлена возможность поближе ознакомиться с образцами импортного горно-шахтного оборудования и оценить его преимущества и недостатки для условий Донбасса. Применительно к шахтному транспорту это в основном конвейерные ленты, дизелевозы и кислотные аккумуляторные батареи. Качество импортных лент известно, но значительная разница в цене по сравнению с украинскими лентами не позволяет применять их в большом количестве и ставит перед отечественными производителями задачу улучшения качества.
Дизелевозы — наиболее современный колесный транспорт на горных предприятиях и для новых мощных шахт, их применение эффективно и экономически обосновано. Внедрение дизелевозов на действующих шахтах требует тщательного технико-экономического обоснования, а учитывая большую протяженность выработок и разбросанность добычных и очистных забоев, часто их использование нецелесообразно.
Кислотные аккумуляторные батареи имеют ряд преимуществ перед щелочными, цены же приблизительно одинаковые. Недостатки кислотных батарей тоже известны и требуют усовершенствования электровозов АМ8Д. Широкое применение кислотных батарей на шахтах Украины наиболее целесообразно при организации производства кислотных аккумуляторов на одном из отечественных заводов с учетом опыта зарубежных производителей.
Указанное позволяет утверждать, что электровоз АМ8Д с аккумуляторной батареей ТНШ-350-У-5 является наиболее распространенным колесным транспортом угольных шахт, а для карьеров и части антрацитовых шахт подходят контактные электровозы К-10 и К-14. В связи с этим следует совершенствовать электровозы – эффективное средство улучшения работы колесного транспорта. На шахтах Украины эксплуатируются 4 дизелевоза, 178 контактных электровозов, 241 гировоз и 1232 аккумуляторных электровоза, из которых 1178 — марки АМ8Д (2АМ8Д).
Недостатки штатных реостатных систем управления электровозов:
-большие потери электрической энергии в пусковых реостатах (до 50% всей потребляемой энергии) из-за частых пусков и необходимости работать с пониженными скоростями на реостатных характеристиках;
-резкое (скачкообразное) изменение тока и тягового усилия при переходе с одной скорости на другую из-за малого количества ступеней и вследствие этого неэффективное использование сцепной массы электровоза в период пуска, что вынужденно увеличивает период разгона и снижает среднюю скорость движения, приводит к повышенному износу ходовой части электровозов;
-интенсивный износ коммутационно-контакторного оборудования электровоза.
Применение импульсного управления радикально улучшает тягово-эксплуатационные и экономические характеристики электровозов. Основные преимущества системы импульсного управления:
- снижение потребления электроэнергии на 30—50% (в зависимости от конкретных особенностей условий работы электровозов) за счет исключения потерь в пусковых реостатах и увеличение времени работы на одной зарядке аккумуляторной батареи, а также существенное продление срока ее эксплуатации;
-увеличение пускового тягового усилия за счет плавкого пуска, что позволяет повысить на 10—20% полезную нагрузку на состав электровоза и среднюю скорость движения состава;
-плавное бесступенчатое регулирование скорости и возможность долговременного движения на любой скорости без перегрузки ходовых двигателей, что позволяет оптимизировать скоростной режим и увеличить среднюю скорость движения состава;
- исключение из расходов на обслуживание электровозов затрат, связанных с ремонтом и обслуживанием механических силовых коммутационно-контакторных аппаратов, так как для коммутации силовых цепей используются не подвергающиеся износу электронные коммутаторы;
- рост надежности электрооборудования и межремонтного периода эксплуатации электровозов за счет устранения контактной коммутационной и пускорегулирующей аппаратуры;
- повышение электрической безопасности эксплуатации, так как к контроллеру управления в кабине машиниста подводятся только низковольтные (12 В) и слаботочные (50 мА) электрические цепи.
Одним из направлений дальнейшей модернизации электровозов, намеченной к разработке ЧАО “Амплитуда” и СКБ “Электромашина”, является частотно-регулируемый асинхронный электропривод взрывобезопасного исполнения. В Украине заработная плата на участке подземного транспорта значительно ниже, чем на других. В связи с этим лишь некоторым шахтам удалось сохранить квалифицированные кадры.
Немаловажной причиной неудовлетворительного состояния электровозов является отсутствие запасных частей для текущих ремонтов. Так, если капитальный ремонт любого электровоза шахта может произвести на базе ЧАО “Амплитуда”, то для профилактических мероприятий и текущих ремонтов не хватает самого необходимого. Анализ поступающих в ремонт электровозов и дефектация их узлов за 6 лет работы ЧАО “Амплитуда” позволяет определить детали, требующие замены в период между капитальными ремонтами для увеличения срока службы электровоза. По электрической части — это контакты контроллера, отдельные его узлы, проводка, муфты и электродвигатели. По механической части — это буксовые пружины, подшипники, вкладыши, редукторная группа и редко бандажи колесных пар.
Заводы-изготовители в настоящее время не продают запасные части на отдельные узлы электровозов, а шахты если и покупают их, то по завышенным ценам, сомнительного качества. ЧАО “Амплитуда” предлагает тем шахтам, для которых производит капитальный ремонт электровозов, поставку всех запасных частей для проведения текущего ремонта, а также готово оказать консультационные услуги различного рода и помочь провести любой ремонт.
Размещено компанией ЧАО ПКФ "Амплитуда" [21.02.2014]
комментарии (0)
Нет комметариев
Чтобы оставить комментарий к статье, необходимо авторизоваться на портале или зарегистрироваться.