Новое техническое решение модернизации электровозного транспорта на угольных шахтах

Новое техническое решение модернизации электровозного транспорта на угольных шахтах

Новое техническое решение модернизации электровозного транспорта на угольных шахтах

В. Л. Дебелый, инж.
(ЧАО ПКФ «Амплитуда»)


В настоящее время шахтам предоставлена возможность поближе ознакомиться с образцами импортного горно­-шахтного оборудования и оценить его преимущества и недостатки для условий Донбасса. Применительно к шахтному транспорту это в основном конвейерные лен­ты, дизелевозы и кислотные аккумуляторные батареи. Качество импортных лент известно, но значительная разница в цене по сравнению с украинскими лентами не позволяет применять их в большом количестве и ставит перед отечественными производителями задачу улучшения качества.

Дизелевозы — наиболее современный колесный транспорт на горных предприятиях и для новых мощных шахт, их применение эффективно и экономически обосновано. Внедрение дизелевозов на действующих шахтах требует тщательного технико-экономического обоснования, а учитывая большую протяженность выработок и разбро­санность добычных и очистных забоев, часто их исполь­зование нецелесообразно.

Кислотные аккумуляторные батареи имеют ряд пре­имуществ перед щелочными, цены же приблизительно одинаковые. Недостатки кислотных батарей тоже изве­стны и требуют усовершенствования электровозов АМ8Д. Широкое применение кислотных батарей на шахтах Украины наиболее целесообразно при организации про­изводства кислотных аккумуляторов на одном из отече­ственных заводов с учетом опыта зарубежных произво­дителей.

Указанное позволяет утверждать, что электровоз АМ8Д с аккумуляторной батареей ТНШ-350-У-5 является наиболее распространенным колесным транспортом угольных шахт, а для карьеров и части антрацитовых шахт подходят контактные электровозы К-10 и К-14. В связи с этим следует совершенствовать электровозы – эффек­тивное средство улучшения работы колесного транспорта. На шахтах Украины эксплуатируются 4 дизелевоза, 178 контактных электровозов, 241 гировоз и 1232 аккумуля­торных электровоза, из которых 1178 — марки АМ8Д (2АМ8Д).

Недостатки штатных реостатных систем управления электровозов:

-большие потери электрической энергии в пусковых реостатах (до 50% всей потребляемой энергии) из-за ча­стых пусков и необходимости работать с пониженными скоростями на реостатных характеристиках;

-резкое (скачкообразное) изменение тока и тягового усилия при переходе с одной скорости на другую из-за малого количества ступеней и вследствие этого неэффек­тивное использование сцепной массы электровоза в пе­риод пуска, что вынужденно увеличивает период разго­на и снижает среднюю скорость движения, приводит к повышенному износу ходовой части электровозов;

-интенсивный износ коммутационно-контакторного оборудования электровоза.

Применение импульсного управления радикально улучшает тягово-эксплуатационные и экономические характеристики электровозов. Основные преимущества системы импульсного управления:

- снижение потребления электроэнергии на 30—50% (в зависимости от конкретных особенностей условий работы электровозов) за счет исключения потерь в пус­ковых реостатах и увеличение времени работы на одной зарядке аккумуляторной батареи, а также существенное продление срока ее эксплуатации;

-увеличение пускового тягового усилия за счет плав­кого пуска, что позволяет повысить на 10—20% полез­ную нагрузку на состав электровоза и среднюю скорость движения состава;

-плавное бесступенчатое регулирование скорости и возможность долговременного движения на любой скорости без перегрузки ходовых двигателей, что позво­ляет оптимизировать скоростной режим и увеличить сред­нюю скорость движения состава;

- исключение из расходов на обслуживание элект­ровозов затрат, связанных с ремонтом и обслуживанием механических силовых коммутационно-контакторных аппаратов, так как для коммутации силовых цепей ис­пользуются не подвергающиеся износу электронные ком­мутаторы;

- рост надежности электрооборудования и межре­монтного периода эксплуатации электровозов за счет ус­транения контактной коммутационной и пускорегули­рующей аппаратуры;

- повышение электрической безопасности эксплуа­тации, так как к контроллеру управления в кабине ма­шиниста подводятся только низковольтные (12 В) и сла­боточные (50 мА) электрические цепи.

Одним из направлений дальнейшей модернизации электровозов, намеченной к разработке ЧАО “Амплиту­да” и СКБ “Электромашина”, является частотно-регулируемый асинхронный электропривод взрывобезопасно­го исполнения.  В Украине заработная плата на участке подземного транспорта значительно ниже, чем на дру­гих. В связи с этим лишь некоторым шахтам удалось со­хранить квалифицированные кадры.

Немаловажной причиной неудовлетворительного состояния электровозов является отсутствие запасных частей для текущих ремонтов. Так, если капитальный ремонт любого электровоза шахта может произвести на базе ЧАО “Амплитуда”, то для профилактических мероп­риятий и текущих ремонтов не хватает самого необхо­димого. Анализ поступающих в ремонт электровозов и дефектация их узлов за 6 лет работы ЧАО “Амплитуда” позволяет определить детали, требующие замены в пе­риод между капитальными ремонтами для увеличения срока службы электровоза. По электрической части — это контакты контроллера, отдельные его узлы, провод­ка, муфты и электродвигатели. По механической части — это буксовые пружины, подшипники, вкладыши, редукторная группа и редко бандажи колесных пар.

Заводы-изготовители в настоящее время не продают запасные части на отдельные узлы электровозов, а шах­ты если и покупают их, то по завышенным ценам, со­мнительного качества. ЧАО “Амплитуда” предлагает тем шахтам, для которых производит капитальный ремонт электровозов, поставку всех запасных частей для прове­дения текущего ремонта, а также готово оказать консуль­тационные услуги различного рода и помочь провести любой ремонт.


Размещено компанией ЧАО ПКФ "Амплитуда" [21.02.2014]



комментарии (0)

Нет комметариев

Чтобы оставить комментарий к статье, необходимо авторизоваться на портале или зарегистрироваться.

последние статьи

Найдено:
0 статей