Опыт эксплуатации аккумуляторов компании FIAMM

Опыт эксплуатации аккумуляторов компании FIAMM

1. Условия эксплуатации и последующего хранения аккумуляторных батарей

Куплены 28.04.2007 г. в компании ООО "1000 ВА" и сразу же введены в эксплуатацию на объекте в составе ИБП Dygis 10 kVA, 3/3. Источник бесперебойного питания с батарейным шкафом работал в помещении с кондиционером (Т ≈ +20 °С), активная нагрузка 4, 8 кВт. Отключения питающего напряжения редкие и, как правило, недлительные, не более, чем на 1 час. Глубоких разрядов до 10, 5 В/АКБ было не более 5 раз за все время эксплуатации.

После плановой замены 15.01.2011 г. указанные аккумуляторные батареи были демонтированы и хранились при температуре не выше +15 °С без подзарядки в сухом складском помещении до 10.05.2011 г. Далее аккумуляторы хранились в коридоре офиса до 09.03.2012 г.

2. Измерение параметров аккумуляторных батарей

Измерения емкости аккумуляторов и напряжения на клеммах производились прибором "Кулон 12/f", зав. №0502435. Результаты измерений параметров аккумуляторных батарей в процессе хранения до 09.03.2012 г. и после дозарядки в течение 4 дней в составе ИБП приведены в табл. 1,

№ АКБ Даты проведения измерений
10.05.2011 г. 18.10.2011 г. 06.03.2012 г. 14.03.2012 г. 21.04.2012 г.
C (Ач) U (В) C (Ач) U (В) C (Ач) U (В) C (Ач) U (В) C (Ач) U (В)
1 21, 0 12, 79 20, 2 12, 66 ....... 12, 53 22, 8 13, 15 22, 6 13, 35
2 22, 6 12, 91 22, 6 12, 79 20, 6 12, 68 ....... ....... 25, 4 13, 21
3 25, 8 12, 98 22, 4 12, 86 ....... ....... ....... ....... 27, 8 13, 25
4 23, 8 12, 96 23, 2 12, 84 21, 2 12, 73 ....... ....... 25, 4 13, 23
5 22, 4 12, 86 21, 6 12, 72 19, 2 12, 62 ....... ....... 23, 6 13, 43
6 23, 8 12, 96 22, 6 12, 85 ....... ....... ....... ....... 30, 2 13, 36
7 23, 6 12, 98 22, 6 12, 82 16, 6 12, 64 ....... ....... 24, 0 13, 28
8 24, 2 12, 98 22, 2 12, 84 18, 0 12, 69 ....... ....... 24, 6 13, 41
9 22, 8 12, 95 21, 8 12, 69 19, 0 12, 69 24, 0 13, 23 24, 2 13, 39
10 22, 2 12, 93 21, 2 12, 80 18, 0 12, 65 22, 6 13, 22 23, 4 13, 37
11 24, 2 12, 97 22, 6 12, 85 ....... ....... 25, 8 13, 13 26, 2 13, 30
12 23, 6 12, 96 22, 6 12, 84 20, 0 12, 69 ....... ....... 24, 8 13, 38
13 22, 8 12, 95 21, 6 12, 83 ....... ....... ....... ....... 23, 6 13, 36
14 20, 0 12, 81 19, 2 12, 69 16, 9 12, 55 22, 0 13, 16 22, 0 13, 32
15 25, 2 12, 97 23, 8 12, 87 22, 2 12, 76 ....... ....... 26, 4 13, 48
16 24, 0 12, 98 23, 6 12, 86 22, 2 12, 75 ....... ....... 25, 8 13, 48
17 24, 2 12, 98 23, 8 12, 86 21, 4 12, 73 ....... ....... 25, 8 13, 44
18 24, 0 12, 97 23, 6 12, 86 21, 4 12, 74 26, 0 13, 17 26, 0 13, 41
19 23, 8 12, 96 23, 8 12, 84 23, 2 12, 72 25, 4 13, 17 25, 8 13, 42
20 24, 6 12, 95 23, 8 12, 84 ....... ....... 25, 6 13, 14 26, 4 13, 33
21 19, 5 12, 81 18, 9 12, 70 17, 2 12, 59 22, 0 13, 13 22, 6 13, 37
22 24, 6 13, 01 23, 4 12, 88 20, 6 12, 75 25, 8 13, 11 25, 6 13, 40
23 22, 4 12, 88 21, 8 12, 77 19, 8 12, 66 24, 8 13, 19 24, 8 13, 42
24 20, 4 12, 80 19, 9 12, 68 17, 4 12, 56 22, 4 13, 25 22, 2 13, 32
25 20, 2 12, 85 20, 0 12, 74 17, 1 12, 60 21, 4 13, 20 21, 8 13, 32
26 23, 0 12, 97 22, 8 12, 85 20, 6 12, 72 ....... ....... 25, 2 13, 28
27 23, 8 12, 95 22, 8 12, 84 ....... ....... 25, 2 13, 25 25, 4 13, 23
28 23, 6 12, 98 23, 4 12, 86 21, 4 12, 74 25, 2 13, 25 30, 4 13, 31
29 23, 8 12, 96 23, 2 12, 84 21, 2 12, 71 25, 6 13, 20 25, 8 13, 23
30 22, 4 12, 89 21, 6 12, 87 18, 7 12, 65 ....... ....... 24, 2 13, 39
31 23, 8 12, 97 23, 2 12, 84 20, 4 12, 71 ....... ....... 25, 4 13, 34
32 24, 0 12, 97 23, 6 12, 85 ....... ....... ....... ....... 26, 0 13, 42
33 23, 2 12, 96 22, 4 12, 84 ....... ....... ....... ....... 25, 0 13, 33
34 (U1) 25, 8 ....... 24, 6 12, 82 23, 0 12, 73 ....... ....... 25, 6 13, 42
35 ....... ....... 23, 2 12, 81 21, 8 12, 69 ....... ....... 25, 6 13, 35
36 (Т1) ....... ....... 19, 0 13, 04 17.7 12, 80 20, 4 13, 22 20, 6 13, 47

Табл. 1.

где C – измеряемая емкость аккумуляторных батарей (Ач); U – напряжение, измеряемое на клеммах (В).

Пропуски в измерениях /......./ происходили из-за недоступности некоторых аккумуляторов после монтажа в батарейный модуль.

U1, Т1 - пока все батареи работали в ИБП на объекте, аккумуляторы №34 и №36 хранились в техотделе. Изредка они использовались для получения 12 В, без особого присмотра заряжались и снова разряжались. Из состава ИБП 2 шт. АКБ были “запороты”, и эти аккумуляторы были включены в анализ.

3. Прибор "Кулон 12/f" - можно ли ему верить?

28.03.2012 г. АКБ №22, доступный для измерений, при контрольном разряде током 4 А до Uразр = 10, 5 В отдал 22, 6 Ач реальной емкости. Тогда паспортная емкость (разряд током 0, 05С = 0, 05*27 = 1, 35 А) составит 22, 6/0, 85 = 26, 6 Ач, что близко к значению 25, 8 Ач, измеренному прибором "Кулон 12/f". Кажется, что положительный ответ на поставленный вопрос получен, и можно утверждать, что все аккумуляторы-пятилетки FIAMM-GS FG 22703 после 5 лет имеют весьма солидную остаточную емкость.

К сожалению, 21.04.2012 г. разряд всех 36 аккумуляторов в составе ИБП дал куда более скромный результат – при разряде током 6, 3 А батарейный модуль отдал емкость 12, 7 Ач или приведенную к паспортной 12, 7 Ач/0, 8 = 15, 9 Ач, причем первым к уровню напряжения разряда 10, 75 В подошел вышеупомянутый АКБ №22. Что помешало ему еще раз отдать 26, 6 Ач? Недостаточная зарядка после контрольного разряда 28.03.2012 г., неспособность эффективно работать на токе 6, 3 А или что-то еще?

Добавлю, что к моменту остановки ИБП из-за истощения аккумулятора №22 только 5 аккумуляторных батарей (№10, 12, 31, 34 и 35) показывали на клеммах U ≈ 11, 3 В, остальные 30 шт. – существенно выше. Ориентиром служили измерители суммарного напряжения батарей: 207 В для ВАТ+ и 212 В для ВАТ-*, т. е. среднее напряжение АКБ на тот момент составляло 207/18 = 11, 5 В и 212/18 = 11, 77 В. Это позволяет ожидать реальных разрядных емкостей ощутимо больше 16 Ач.

* Примечание: ВАТ+ и ВАТ- означают 2 плеча аккумуляторной сборки со средней точкой. В ИБП для каждого плеча своя индикация тока заряда и суммарного напряжения.

4. Подведение итогов

На основе полученных данных я пока не стал бы делать окончательных выводов, а лучше провел бы выборочные контрольные разряды еще для нескольких АКБ (насколько хватило бы времени и терпения, ведь каждый такой разряд длится более 5 часов и требует периодических измерений тока и напряжения разряда). Возможно, в будущем такая статистика у меня появится. А пока могу сказать следующее:

  1. 28.03.2012 г. аккумулятор №22 при первом разряде показал отличную остаточную емкость - 26, 6 Ач. Это бесспорный факт.
  2. Аккумуляторные батареи №33, 34, 35 еще ранее, в феврале 2011 г., почти сразу после демонтажа из ИБП Dygis 10 kVA, 3/3 показали очень хорошую остаточную емкость - около 22 Ач при разрядном токе около 5 А. И хотя за давностью времени записи измерений параметров этих аккумуляторов затерялись, почтительное отношение к батареям FIAMM появилось именно тогда.
  3. 30 шт. АКБ на момент остановки ИБП из-за истощения аккумулятора №22 имели напряжение в среднем более 11, 5 В и 11, 77 В, соответственно, их реальная отдача оценивается более, чем 15, 9 Ач.

Ведущий инженер группы компаний "Траскон", Абуткин Наиль Кяримович.


Размещено компанией ООО 1000 ВА [30.12.2012]



комментарии (0)

Нет комметариев

Чтобы оставить комментарий к статье, необходимо авторизоваться на портале или зарегистрироваться.

последние статьи

Найдено:
0 статей