Опыт эксплуатации аккумуляторов компании FIAMM
1. Условия эксплуатации и последующего хранения аккумуляторных батарей
Куплены 28.04.2007 г. в компании ООО "1000 ВА" и сразу же введены в эксплуатацию на объекте в составе ИБП Dygis 10 kVA, 3/3. Источник бесперебойного питания с батарейным шкафом работал в помещении с кондиционером (Т ≈ +20 °С), активная нагрузка 4, 8 кВт. Отключения питающего напряжения редкие и, как правило, недлительные, не более, чем на 1 час. Глубоких разрядов до 10, 5 В/АКБ было не более 5 раз за все время эксплуатации.
После плановой замены 15.01.2011 г. указанные аккумуляторные батареи были демонтированы и хранились при температуре не выше +15 °С без подзарядки в сухом складском помещении до 10.05.2011 г. Далее аккумуляторы хранились в коридоре офиса до 09.03.2012 г.
2. Измерение параметров аккумуляторных батарей
Измерения емкости аккумуляторов и напряжения на клеммах производились прибором "Кулон 12/f", зав. №0502435. Результаты измерений параметров аккумуляторных батарей в процессе хранения до 09.03.2012 г. и после дозарядки в течение 4 дней в составе ИБП приведены в табл. 1,
№ АКБ | Даты проведения измерений | |||||||||
10.05.2011 г. | 18.10.2011 г. | 06.03.2012 г. | 14.03.2012 г. | 21.04.2012 г. | ||||||
C (Ач) | U (В) | C (Ач) | U (В) | C (Ач) | U (В) | C (Ач) | U (В) | C (Ач) | U (В) | |
1 | 21, 0 | 12, 79 | 20, 2 | 12, 66 | ....... | 12, 53 | 22, 8 | 13, 15 | 22, 6 | 13, 35 |
2 | 22, 6 | 12, 91 | 22, 6 | 12, 79 | 20, 6 | 12, 68 | ....... | ....... | 25, 4 | 13, 21 |
3 | 25, 8 | 12, 98 | 22, 4 | 12, 86 | ....... | ....... | ....... | ....... | 27, 8 | 13, 25 |
4 | 23, 8 | 12, 96 | 23, 2 | 12, 84 | 21, 2 | 12, 73 | ....... | ....... | 25, 4 | 13, 23 |
5 | 22, 4 | 12, 86 | 21, 6 | 12, 72 | 19, 2 | 12, 62 | ....... | ....... | 23, 6 | 13, 43 |
6 | 23, 8 | 12, 96 | 22, 6 | 12, 85 | ....... | ....... | ....... | ....... | 30, 2 | 13, 36 |
7 | 23, 6 | 12, 98 | 22, 6 | 12, 82 | 16, 6 | 12, 64 | ....... | ....... | 24, 0 | 13, 28 |
8 | 24, 2 | 12, 98 | 22, 2 | 12, 84 | 18, 0 | 12, 69 | ....... | ....... | 24, 6 | 13, 41 |
9 | 22, 8 | 12, 95 | 21, 8 | 12, 69 | 19, 0 | 12, 69 | 24, 0 | 13, 23 | 24, 2 | 13, 39 |
10 | 22, 2 | 12, 93 | 21, 2 | 12, 80 | 18, 0 | 12, 65 | 22, 6 | 13, 22 | 23, 4 | 13, 37 |
11 | 24, 2 | 12, 97 | 22, 6 | 12, 85 | ....... | ....... | 25, 8 | 13, 13 | 26, 2 | 13, 30 |
12 | 23, 6 | 12, 96 | 22, 6 | 12, 84 | 20, 0 | 12, 69 | ....... | ....... | 24, 8 | 13, 38 |
13 | 22, 8 | 12, 95 | 21, 6 | 12, 83 | ....... | ....... | ....... | ....... | 23, 6 | 13, 36 |
14 | 20, 0 | 12, 81 | 19, 2 | 12, 69 | 16, 9 | 12, 55 | 22, 0 | 13, 16 | 22, 0 | 13, 32 |
15 | 25, 2 | 12, 97 | 23, 8 | 12, 87 | 22, 2 | 12, 76 | ....... | ....... | 26, 4 | 13, 48 |
16 | 24, 0 | 12, 98 | 23, 6 | 12, 86 | 22, 2 | 12, 75 | ....... | ....... | 25, 8 | 13, 48 |
17 | 24, 2 | 12, 98 | 23, 8 | 12, 86 | 21, 4 | 12, 73 | ....... | ....... | 25, 8 | 13, 44 |
18 | 24, 0 | 12, 97 | 23, 6 | 12, 86 | 21, 4 | 12, 74 | 26, 0 | 13, 17 | 26, 0 | 13, 41 |
19 | 23, 8 | 12, 96 | 23, 8 | 12, 84 | 23, 2 | 12, 72 | 25, 4 | 13, 17 | 25, 8 | 13, 42 |
20 | 24, 6 | 12, 95 | 23, 8 | 12, 84 | ....... | ....... | 25, 6 | 13, 14 | 26, 4 | 13, 33 |
21 | 19, 5 | 12, 81 | 18, 9 | 12, 70 | 17, 2 | 12, 59 | 22, 0 | 13, 13 | 22, 6 | 13, 37 |
22 | 24, 6 | 13, 01 | 23, 4 | 12, 88 | 20, 6 | 12, 75 | 25, 8 | 13, 11 | 25, 6 | 13, 40 |
23 | 22, 4 | 12, 88 | 21, 8 | 12, 77 | 19, 8 | 12, 66 | 24, 8 | 13, 19 | 24, 8 | 13, 42 |
24 | 20, 4 | 12, 80 | 19, 9 | 12, 68 | 17, 4 | 12, 56 | 22, 4 | 13, 25 | 22, 2 | 13, 32 |
25 | 20, 2 | 12, 85 | 20, 0 | 12, 74 | 17, 1 | 12, 60 | 21, 4 | 13, 20 | 21, 8 | 13, 32 |
26 | 23, 0 | 12, 97 | 22, 8 | 12, 85 | 20, 6 | 12, 72 | ....... | ....... | 25, 2 | 13, 28 |
27 | 23, 8 | 12, 95 | 22, 8 | 12, 84 | ....... | ....... | 25, 2 | 13, 25 | 25, 4 | 13, 23 |
28 | 23, 6 | 12, 98 | 23, 4 | 12, 86 | 21, 4 | 12, 74 | 25, 2 | 13, 25 | 30, 4 | 13, 31 |
29 | 23, 8 | 12, 96 | 23, 2 | 12, 84 | 21, 2 | 12, 71 | 25, 6 | 13, 20 | 25, 8 | 13, 23 |
30 | 22, 4 | 12, 89 | 21, 6 | 12, 87 | 18, 7 | 12, 65 | ....... | ....... | 24, 2 | 13, 39 |
31 | 23, 8 | 12, 97 | 23, 2 | 12, 84 | 20, 4 | 12, 71 | ....... | ....... | 25, 4 | 13, 34 |
32 | 24, 0 | 12, 97 | 23, 6 | 12, 85 | ....... | ....... | ....... | ....... | 26, 0 | 13, 42 |
33 | 23, 2 | 12, 96 | 22, 4 | 12, 84 | ....... | ....... | ....... | ....... | 25, 0 | 13, 33 |
34 (U1) | 25, 8 | ....... | 24, 6 | 12, 82 | 23, 0 | 12, 73 | ....... | ....... | 25, 6 | 13, 42 |
35 | ....... | ....... | 23, 2 | 12, 81 | 21, 8 | 12, 69 | ....... | ....... | 25, 6 | 13, 35 |
36 (Т1) | ....... | ....... | 19, 0 | 13, 04 | 17.7 | 12, 80 | 20, 4 | 13, 22 | 20, 6 | 13, 47 |
Табл. 1.
где C – измеряемая емкость аккумуляторных батарей (Ач); U – напряжение, измеряемое на клеммах (В).
Пропуски в измерениях /......./ происходили из-за недоступности некоторых аккумуляторов после монтажа в батарейный модуль.
U1, Т1 - пока все батареи работали в ИБП на объекте, аккумуляторы №34 и №36 хранились в техотделе. Изредка они использовались для получения 12 В, без особого присмотра заряжались и снова разряжались. Из состава ИБП 2 шт. АКБ были “запороты”, и эти аккумуляторы были включены в анализ.
3. Прибор "Кулон 12/f" - можно ли ему верить?
28.03.2012 г. АКБ №22, доступный для измерений, при контрольном разряде током 4 А до Uразр = 10, 5 В отдал 22, 6 Ач реальной емкости. Тогда паспортная емкость (разряд током 0, 05С = 0, 05*27 = 1, 35 А) составит 22, 6/0, 85 = 26, 6 Ач, что близко к значению 25, 8 Ач, измеренному прибором "Кулон 12/f". Кажется, что положительный ответ на поставленный вопрос получен, и можно утверждать, что все аккумуляторы-пятилетки FIAMM-GS FG 22703 после 5 лет имеют весьма солидную остаточную емкость.
К сожалению, 21.04.2012 г. разряд всех 36 аккумуляторов в составе ИБП дал куда более скромный результат – при разряде током 6, 3 А батарейный модуль отдал емкость 12, 7 Ач или приведенную к паспортной 12, 7 Ач/0, 8 = 15, 9 Ач, причем первым к уровню напряжения разряда 10, 75 В подошел вышеупомянутый АКБ №22. Что помешало ему еще раз отдать 26, 6 Ач? Недостаточная зарядка после контрольного разряда 28.03.2012 г., неспособность эффективно работать на токе 6, 3 А или что-то еще?
Добавлю, что к моменту остановки ИБП из-за истощения аккумулятора №22 только 5 аккумуляторных батарей (№10, 12, 31, 34 и 35) показывали на клеммах U ≈ 11, 3 В, остальные 30 шт. – существенно выше. Ориентиром служили измерители суммарного напряжения батарей: 207 В для ВАТ+ и 212 В для ВАТ-*, т. е. среднее напряжение АКБ на тот момент составляло 207/18 = 11, 5 В и 212/18 = 11, 77 В. Это позволяет ожидать реальных разрядных емкостей ощутимо больше 16 Ач.
* Примечание: ВАТ+ и ВАТ- означают 2 плеча аккумуляторной сборки со средней точкой. В ИБП для каждого плеча своя индикация тока заряда и суммарного напряжения.
4. Подведение итогов
На основе полученных данных я пока не стал бы делать окончательных выводов, а лучше провел бы выборочные контрольные разряды еще для нескольких АКБ (насколько хватило бы времени и терпения, ведь каждый такой разряд длится более 5 часов и требует периодических измерений тока и напряжения разряда). Возможно, в будущем такая статистика у меня появится. А пока могу сказать следующее:
- 28.03.2012 г. аккумулятор №22 при первом разряде показал отличную остаточную емкость - 26, 6 Ач. Это бесспорный факт.
- Аккумуляторные батареи №33, 34, 35 еще ранее, в феврале 2011 г., почти сразу после демонтажа из ИБП Dygis 10 kVA, 3/3 показали очень хорошую остаточную емкость - около 22 Ач при разрядном токе около 5 А. И хотя за давностью времени записи измерений параметров этих аккумуляторов затерялись, почтительное отношение к батареям FIAMM появилось именно тогда.
- 30 шт. АКБ на момент остановки ИБП из-за истощения аккумулятора №22 имели напряжение в среднем более 11, 5 В и 11, 77 В, соответственно, их реальная отдача оценивается более, чем 15, 9 Ач.
Ведущий инженер группы компаний "Траскон", Абуткин Наиль Кяримович.
Размещено компанией ООО 1000 ВА [30.12.2012]
комментарии (0)
Нет комметариев
Чтобы оставить комментарий к статье, необходимо авторизоваться на портале или зарегистрироваться.