Покупателю при выборе мотоблока и мотокультиватора

Покупателю при выборе мотоблока и мотокультиватора

Мотокультиваторы и мотоблоки - конструкция и особенности: 

Основное назначение мотокультиваторов — рыхление поверхностного слоя почвы без переворачивания пласта. Этот метод обработки почвы называется культивацией. Мотокультиваторы и мотоблоки можно использовать для вспашки, размельчения глыб после вспашки, уничтожения сорняков, выравнивания поверхности, разрыхления грунтовой корки, равномерного перемешивания с почвой вносимых удобрений, а также уборки территории и очистки ее от снега.

Нередко термины «мотокультиватор» и «мотоблок» путают. Но это хоть и близкие по конструкции, все-таки не идентичные машины. У мотокультиваторов культивация почвы является самой главной, а подчас единственной функцией. Мотоблок — более универсальный агрегат, способный использовать специальные прицепные или навесные орудия. Обычно мотоблоки имеют два вала, на одном — ведущие колеса, на другом — рабочие органы. У мотокультиваторов колеса, как правило, можно установить только вместо фрез. Впрочем, встречаются и так называемые самоходные мотокультиваторы, у которых не предусмотрено никаких других инструментов, кроме фрез, но имеются отдельный вал для колес и отдельный для фрез, причем они вращаются в противоположных направлениях. Встречное движение фрез предотвращает их выскакивание из слежавшейся земли, чем грешат обычные культиваторы.

Выбор мотокультиватора:

Главное при выборе — правильно определить требуемые параметры. В зависимости от веса и мощности культиваторы условно делят на сверхлегкие, легкие, средние и тяжелые.

Сверхлегкие весят около 10 кг, поэтому транспортировать их по силам женщинам и пожилым людям, а благодаря съемным ручкам их можно перевозить в сумке на общественном транспорте или в багажнике легкового автомобиля. В целях экономии веса на них обычно применяют двухтактные двигатели мощностью до 2 л.с., работающие на смеси бензина и масла, но иногда и четырехтактные.

Часть моделей в этой весовой категории оснащают электрическими двигателями с питанием либо по кабелю, либо от аккумуляторов.

Глубина рыхления почвы у сверхлегких аппаратов не превышает 10 см. Малая ширина захвата (всего 20-30 см) делает их очень мобильными и позволяет работать в узких междурядьях и труднодоступных местах, выполняя как рыхление, так и прополку. Сверхлегкие модели отлично подойдут для обработки цветников, клумб, теплиц и других участков малой площади

Легкие мотокультиваторы массой от 15 до 30 кг оснащены двигателями мощностью от 2 до 4 л.с. Ширина захвата у них 40-50 см, глубина обработки 15-20 см, поэтому их производительность в полтора-два раза выше, чем сверхлегких. Такие культиваторы, укомплектованные окучником, удобны для нарезки борозд под посадку различных культур.

Однако скромный вес приводит к нежелательному эффекту: машины «выпрыгивают» при попадании фрезы на твердый комок земли или корешок. Легкие агрегаты оснащают как двухтактными, так и четырехтактными двигателями. Последние при той же мощности заметно тяжелее, но имеют ряд преимуществ: бензин для них не надо смешивать с маслом, у них намного ниже вибрация и шум, меньше расход топлива.

У средних мотокультиваторов вес 30-60 кг и двигатель мощностью 4-6 л.с. Благодаря значительной массе они устойчивее, поэтому ими сподручнее работать, прилагая меньше физических усилий. У них не только шире захват фрез (40-85 см), но и сами фрезы обычно большего диаметра. Соответственно, увеличивается и глубина обработки — 25-30 см. Однако преимущество широкого захвата становится недостатком при работе в узких местах. Средние мотокультиваторы обычно оснащены четырехтактными двигателями. Кроме передней передачи, они, для удобства маневрирования на небольших участках, могут иметь и заднюю. Представители среднего класса способны работать не только с окучником, но и с небольшим плугом. Чтобы обеспечить необходимое тяговое усилие, на вал редуктора вместо фрез устанавливают колеса, металлические с грунтозацепами или пневматические, и утяжелители.

К тяжелым относят мотокультиваторы и мотоблоки весом более 60 кг и мощностью свыше 6 л.с. У них четырехтактные двигатели и несколько передач вперед и назад. На них можно навешивать дополнительное оборудование, например, плуг или окучник, а также буксируемые тележки с грузом до 300 кг.

Такой техникой обрабатывают участки значительного размера. Они предназначены для профессионального использования фермерами и работниками коммунальных служб.

Чем мощнее модель, тем она дороже, поэтому нет смысла приобретать культиватор с большей производительностью, чем та, которую требуют размеры возделываемого участка. Но выбор зависит не только от этого.

Важную роль играет структура обрабатываемой территории. Дачные участки, как правило, разделены на множество небольших, по 1-2 сотки, зон различного назначения: сад, цветник, клумбы, газоны, ягодники, грядки под различные овощные культуры и т.д. В этом случае имеет смысл остановить свой выбор на модели сверхлегкого или легкого класса. Небольшая ширина захвата делает их мобильными и позволяет работать в узких междурядьях и труднодоступных местах.

Даже если общая территория довольно значительна, скажем, 25 соток, но разбита на несколько участков по 5 соток, то оптимальны опять-таки легкие культиваторы. Если же все 25 соток использовать под картошку, то тут нужен культиватор среднего класса.

Для больших угодий стоит приобрести тяжелый мотокультиватор или мотоблок, который можно дополнительно оснастить навесными устройствами. Единственный вид работы, недоступный такому мотоблоку, это прополка. Поэтому идеальное сочетание для подобных хозяйств — два мотоблока: тяжелый для выполнения основных работ и сверхлегкий для прополки.

Устройство культиваторов:

Двигатель:

Большинство современных мотокультиваторов оснащено четырехтактными двигателями.

Двухтактные встречаются только на сверхлегких моделях, потому что при равной мощности они почти в два раза легче. К тому же они проще устроены и поэтому дешевле. Но, к сожалению, их принцип работы предполагает значительный расход топлива. В отличие от «четырехтактников», у которых рабочий ход, выпуск, заполнение цилиндра рабочей средой и сжатие четко разделены и сменяются, когда поршень находится в верхней или нижней точке, у двухтактных процессы выхлопа и подачи новой смеси происходят одновременно. В конце рабочего хода в цилиндре открываются выпускные окна, куда вылетают выхлопные газы (но не все, часть остается), и одновременно с ними продувочные, через которые под давлением впрыскивается новая смесь из картера. При этом часть смеси успевает вылететь в выпускные. Так как топливо постоянно промывает картер, масло приходится добавлять прямо в бензин. Следовательно, оно и сгорает вместе с бензином, усложняя «букет» выхлопных газов.

Четырехтактные двигатели лишены этого недостатка, работают на чистом бензине, а масло заливается в картер. Они намного экономичнее и экологичнее двухтактных. Но если культиватор предстоит использовать на косогорах, следует обратить внимание на возможность его эксплуатации при различных углах наклона. Большинство подобных двигателей работает при наклоне не более 20 градусов, что связано с особенностью классической системы смазки. Однако современные модели оснащаются маслонасосами, обеспечивающими надежную смазку при любых углах наклона.

Трансмиссия:

Одной из важнейших характеристик, определяющих удобство работы, надежность и даже компоновку, является тип сцепления и редуктора. В основном применяется цепная или червячная передача. Цепь со звездочками или червячный редуктор располагается внутри прочного, герметичного, заполненного маслом корпуса. Выбор между ними определяется в первую очередь расположением коленвала двигателя. Если он горизонтален, то ставят цепную передачу, если вертикален, то необходим червячный редуктор, поворачивающий ось вращения на 90 градусов. Мотокультиваторы с вертикальным валом двигателя легче и компактнее, но у них есть свои недостатки. Во-первых, четырехтактные двигатели с вертикальным валом дороже из-за сложности обеспечения смазки. Во-вторых, у червячной передачи потери на трение намного больше, чем у цепной. В-третьих, червячная передача обладает эффектом самоторможения. Входной вал (со стороны двигателя) способен ее повернуть, а выходной (со стороны колес) — нет. То есть, если тянуть или толкать мотокультиватор, фрезы (или колеса) не будут проворачиваться, даже с выключенным сцеплением. Его можно передвинуть только на дополнительных транспортировочных колесах или перенести. Некоторые тяжелые культиваторы и мотоблоки, оснащенные коробкой передач и валом отбора мощности, имеют не цепную, а зубчатую передачу.

Сцепление применяется трех типов: с выжимной муфтой (почти как на автомобиле), ременное с натяжным роликом и автоматическое центробежное сцепление, как на бензопиле. Центробежное ставят на легкие культиваторы с вертикальным валом двигателя. Средние и недорогие тяжелые модели с классической компоновкой чаще оснащают натяжным роликом. В тяжелых мотоблоках, предназначенных для долговременного профессионального использования, сцепление осуществляется с помощью муфты.

Желательно, чтобы у культиватора был задний ход. У легких и сверхлегких моделей заднего хода не бывает, но есть ручка, чтобы было удобно поднимать культиватор и разворачивать в нужном направлении. Хорошо, если у мотокультиватора две и более передние передачи, так как его эксплуатационные возможности в этом случае существенно расширяются.

Работа культиватора:

Основной инструмент мотокультиватора — фрезы. У большинства моделей они выполнены в виде двух, четырех или шести легкосъемных секций. Меняя их количество, подбирают требуемую ширину обработки.

Если грунт тяжелый, глинистый, то количество секций надо уменьшить. Тем более если предстоит поднимать целину или «реанимировать» заброшенный участок. Глубину обработки задает регулируемый сошник — прочная металлическая полоса, вертикально закрепляемая в задней части культиватора.

Максимальную глубину обработки определяет диаметр фрез.

Вращающиеся фрезы представляют большую опасность. Под них может попасть нога или край одежды. Поэтому культиваторы обязательно должны быть оборудованы щитком (который заодно не позволяет фрезам раскидывать комья земли). Особо внимательным надо быть при обработке твердой почвы.

Фрезы могут резко дернуть культиватор вперед или опрокинуть. В этом случае следует, не пытаясь изо всех сил удержать его, отпустить руки с рукояток газа и сцепления. Некоторые современные модели имеют рычаг аварийной остановки, он не только выключает сцепление, но и глушит двигатель.

Дополнительное навесное оборудование:

Помимо стандартных фрез, культиваторы при желании оснащают навесным оборудованием, существенно расширяющим их возможности.

Эти дополнительные инструменты продаются отдельно, поэтому при выборе культиваторов надо сравнивать не только их технические параметры, но и их комплектацию, а также совместимость с доступным оборудованием.

Приведем его краткий перечень:

Транспортные колеса: Они облегчают перевозку и могут заменять сошник. Обычно культиватор поставляется в комплекте с ними, но если в штатную комплектацию входят пневматические колеса, то транспортные чаще всего отсутствуют.

Колеса с пневматическими шинами: Их надевают вместо фрез. Применяются при использовании навесного оборудования и прицепа.

Металлические колеса с грунтозацепами: Сложность пахоты мотокультиватором заключается в его малом весе и, как следствие, в малом тяговом усилии. Для его увеличения предусмотрены специальные металлические колеса с грунтозацепами. Они значительно тяжелее пневматических, а большие редкие грунтозацепы не забиваются землей при работе.

Цепи противоскольжения на колеса: Также предназначены для увеличения тягового усилия, но менее эффективны. Зато дешевы и компактны.

Утяжелители для колес: Если мотокультиватор слишком легок для обеспечения большого тягового усилия, его можно утяжелить дополнительными грузами.

Плуг: Необходим для пахотных работ тем, кто занимается выращиванием картофеля. При соответствующем навыке с помощью плуга можно закапывать картофель весной и выкапывать осенью. В зависимости от конструкции плуга отвал земли бывает на одну или на две стороны. Хорошо изготовленный и настроенный плуг самозаглубляется при движении.

Борона: После вспашки остаются огромные комья земли. Их необходимо разбить и разровнять. Для этого и предназначена борона, дисковая или с зубьями (пальчиковая).

Окучник и (плуг-окучник): Плуг с V-образным лемехом. С его помощью делают борозды для посева овощей (картофеля, фасоли, гороха, лука) и окучивают картофель после посадки.

Картофелевыкапыватель: Процесс выкапывания картофеля — один из самых тяжелых этапов сельскохозяйственных работ. Для этой цели можно использовать плуг, но работа с ним тяжела и часто приводит к разрушению корнеплодов. Лучший вариант — специальный картофелевыкапыватель. Он приподнимает почву вместе с корнеплодами, земля осыпается, а картофель оказывается на поверхности.

Косилка: Мотоблоком не только обрабатывают землю, но и косят траву, используя косилки двух основных типов: ножевые и роторные. Роторные более эффективны, но ножевые маневреннее, ими удобнее косить между деревьев и кустов.


Размещено компанией Электроальянс [10.02.2012]



комментарии (0)

Нет комметариев

Чтобы оставить комментарий к статье, необходимо авторизоваться на портале или зарегистрироваться.

последние статьи

Найдено:
0 статей